Министерство финансов и министерство энергетики согласовали так называемый налоговый маневр, в рамках которого в следующем году правительство поднимает налог на добычу полезных ископаемых и для компенсации снижает пошлины. Речь идет о снижении топливных акцизов, которые и являются основным источником наполнения дорожных фондов.
По последним расчетам только региональные дорожные фонды (а есть еще и федеральный) потеряют около 70 млрд рублей, рассказали "Ведомостям" чиновники Минфина. Как объяснил один из собеседников, чистые потери фондов только в первый год превысят 250 млрд рублей, частично они будут компенсированы за счет дополнительных доходов от НДПИ.
Но и оставшуюся "дыру" в 70 млрд непросто будет закрыть. По оценкам ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "Радор", в текущем году все доходы фондов составят 338,4 млрд рублей. Это меньше, чем в прошлом году, и показатель продолжает снижаться.
В настоящее время в Минфине рассматривают три варианта действий. Первый источник компенсации потерь фондов – увеличение финансирования регионов из федерального бюджета за счет дополнительных доходов от повышения НДПИ. Правда, для этого придется корректировать бюджетное правило, ограничивающее использование нефтегазовых доходов. На такой маневр чиновники пойдут весьма неохотно.
Второй вариант – перенаправление в дорожные фонды части дополнительных доходов от возможного повышения НДС на 2%. По расчетам в следующем году доходы составят около 500 млрд рублей. Такая идея, по словам чиновников, обсуждается сейчас как альтернатива введению налога с продаж.
Третий вариант – направить в дорожные фонды доходы от других акцизов – табачных и алкогольных. По итогам прошлого года доходы от акцизов на табачные изделия составили 250,5 млрд рублей, которые были зачислены в федеральный бюджет.
Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики считает, что этот источник можно использовать для пополнения дорожных фондов. По его данным, доходы от акцизов на пиво и водку составили 259,9 млрд рублей – 80 млрд были направлены в федеральный бюджет. Этого вполне хватит, чтобы компенсировать потери дорожных фондов.
"В принципе, нельзя привязывать доходы к конкретным расходным обязательствам, но связь между инвестициями в дороги и акцизами на бензин хотя бы просматривается, а здесь ее нет", - прокомментировал изданию чиновник финансово-экономического блока правительства. Он предложил использовать для наполнения фондов доходы от косвенных налогов. Однако решение о повышении НДС еще не принято, а доходы от налога с продаж планировалось потратить для балансировки региональных бюджетов.
По региональным дорожным фондам ударит еще и дифференциация топливных акцизов в зависимости от класса топлива – чем выше класс, тем меньше пошлина. В следующем году, по оценкам Росавтодора, потери от этого составят 97 млрд рублей, в 2016 году – 250 млрд рублей.
Последствия налогового маневра Росавтодор пока не оценивал. "Решение нигде не зафиксировано как окончательно принятое", - пояснил чиновник ведомства. Чиновник, курирующий инфраструктуру, отмечает, что все равно, из каких источников брать средства, лишь бы они были закреплены за дорожными фондами. "Иначе придется постоянно вести торг за ассигнования", - беспокоится собеседник издания.
Денег на строительство и ремонт дорог не хватает уже давно. В прошлом году на содержание имеющихся дорог было выделено 32% от нормативного объема, на ремонт - 29%. А ввести в эксплуатацию удалось 1528 км вместо 1741 км по плану. В текущем году регионам надо построить и реконструировать 1840 км автодорог, а к 2017 году этот показатель должен вырасти до 2680 км в год. Такие объемы позволят выполнить госпрограмму развития транспорта. Однако, судя по количеству выделяемых на дороги финансов, выполнение госпрограммы находится под угрозой.